престарелого возраста и школьниками, было для фронта не менее важно, чем производство боеприпасов. Не случайно труд многих лесничих и других работников лесхозов отмечен не только премиями, но и правительственными наградами (Очерки истории советского лесного хозяйства / В. Я. Колданов; [Вступ. ст. Д. М. Гиряева]; Гос. ком. СССР по лесу, Гл. науч.-техн. упр. - М. : Экология, 1992. - 254 с.; ISBN 5-7120-0694-4 ).

 

Ушедших на фронт мужчин заменили женщины,люди престарелого возраста и школьники.

Восстановление в тылу эвакуированных и создание новых мощностей в деревообработке и целлюлозно-бумажном производстве позволили обеспечить выполнение плана 1941 года по всем видам оборонной продукции. Она включала деревянные ящики для оружия и боеприпасов, деревянные корпуса мин, сапёрное оборудование, армейские лыжи, обозное имущество, ружейные болванки, авиационные пиломатериалы, фанеру для авиации, пергамент для упаковки оружия и боеприпасов, картографическую бумагу, телеграфную ленту и другие. Лесная промышленность обеспечивала дровами железнодорожный транспорт. Решающее значение имела заготовка дров, которые поставлялись городам и промышленным предприятиям. За время войны лесозаготовителями было поставлено народному хозяйству 400 млн. м³ дров, в том числе 70 млн. м³ транспорту (Бененсон Г. М., Древесина в народном хозяйстве СССР М. – Л., 1947; Бедлинский С. В., Лес в обороне Москвы, "Лесная промышленность", 1980, № 5; Всё для фронта, всё для победы, "Лесная новь", 1980, № 5; Лесная индустрия СССР М., 1980).

 Великая Отечественная война нарушила нормальный ход развития лесного хозяйства. В связи с оккупацией Донецкого угольного бассейна и острым недостатком нефти в первые же годы войны были переведены на дровяное топливо паровозы ряда железных дорог европейской части СССР, большинство речных пароходов и котельные многих производственных предприятий. Для населения многих городов и деревень дрова являлись почти единственным видом топлива. Основная масса дров заготавливалась в европейской части страны, вблизи пунктов потребления, с наименьшим расстоянием перевозок (Лесное хозяйство СССР за 50 лет. Государственный комитет лесного хозяйства Совета Министров СССР. М., изд-во «Лесная промышленность», 1967, стр. 312).

В критические годы войны были открыты кладовые леса, сбереженного в массивах центральных районов, служившего в мирное время непревзойденной защитой от неблагоприятных природных и хозяйственных воздействий. Эти леса стали главнейшим топливным ресурсом страны (Очерки истории советского лесного хозяйства / В. Я. Колданов; [Вступ. ст. Д. М. Гиряева]; Гос. ком. СССР по лесу, Гл. науч.-техн. упр. - М. : Экология, 1992. - 254 с.; ISBN 5-7120-0694-4 ).

Для обеспечения дровами Москвы в системе Наркомлеса РСФСР был создан специальный главк, организовавший заготовку дров на территории Московской, Владимирской, Рязанской, Калининской, Ярославской, Ивановской и Вологодской областей с привлечением на заготовку и вывозку дров населения Москвы и Московской области. В результате уже в октябре 1941 г. в Москву ежедневно отправляли 450 вагонов дров. Много дровяной древесины поступало также по реке Москве и каналу Москва-Волга.

Первые лесные массивы были выбраны на берегах Волги и канала Москва-Волга, которые до войны были запретными. В Калининской области были организованы Конаковский, Видогощенский, Завидовский леспромхозы. В пределах Московской области заготовки дров проходили главным образом в лесхозах Главлесоохраны, в Рязанской области в Криушинском, Тумском и Первомайском лесхозах.

Организациям, на которые возлагалась заготовка и поставка дров, разрешали производить лесозаготовки в лесах, расположенных вдоль линии железных дорог, для чего назначались в рубку любые лесные массивы гослесфонда, а также леса местного значения.

Следует отметить, что даже в годы Великой Отечественной войны заповедные участки не подвергались вырубке. Так исключение было сделано для Бузулукского бора, как исключительно ценного лесного массива, расположенного в степи, и для некоторых других заповедных участков. Решение о сохранении таких участков подписывал Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами СССРИ.В. Сталин. Московский горком ВКП провел по вопросу заготовки дров специальный партактив на котором районы столицы получили задания по мобилизации людей и планы по заготовке дров с указанием мест рубок.

На заготовку дров были мобилизованы более 40 тыс. человек, в основном девушек и женщин, большинство из которых никогда не держали в руках пилу и топор. Благодаря героическому труду москвичей, живших в землянках и шалашах, зачастую впроголодь, без горячей пищи, топливный кризис в Москве не был допущен.

В результате принятых мер объем дровяных поставок для Москвы ежегодно возрастал, достигнув в 1944 г. 6,9 млн м³. Всего же за годы войны в Москву было поставлено около 40 млн м³ древесины, что позволило обеспечить промышленность и население не только топливом, но в какой-то мере и пиломатериалами.

В последние годы Великой Отечественной войны сравнительно быстрыми темпами развивалась деревообрабатывающая промышленность и промышленность стройматериалов, продукция которых шла прежде всего на восстановление промышленных предприятий и жилых домов в районах, освобожденных от немецких оккупантов.

Деревообрабатывающая промышленность в период 1943-1945 гг. увеличивала производство продукции в среднем на 6-7% в год, а промышленность строительных материалов - на 23%. Уровень производства деревообрабатывающей промышленности в 1945 г. составил 56%, а строительных материалов - 46% по сравнению с уровнем 1940 г.
(Кравченко Г.С. 'Военная экономика СССР 1941-1945 гг.' – М.: Военное Издательство Министерства Обороны Союза ССР, 1963 – 400 стр.)